Все автомобили »
Hyundai Accent (Хендай Акцент)
.
6.11 Система управления двигателемMFI
6.11. Система управления двигателем
MFI Размещение элементов системы управления MFI
1 – измеритель расхода воздуха
"OBD"; 2 – датчик температуры поступающего в двигатель воздуха;
3 – измеритель расхода воздуха, кроме "OBD"; 4 – датчик топливовоздушной
смеси, кроме "OBD"; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости;
6 – датчик положения дроссельной заслонки; 7 – датчик положения распределительного
вала; 8 – датчик угла поворота коленчатого вала; 9 – обогреваемый датчик
кислорода; 10 – топливные форсунки; 11 – модулятор частоты холостого хода;
12 – датчик скорости автомобиля; | 13
– датчик детонации; 14 – переключатель диапазонов коробки передач; 15
– замок зажигания; 16 – блок управления двигателем ЕСМ; 17 – реле системы
кондиционирования воздуха; 18 – электромагнитный клапан очистки канистры с
активированным углем; 19 – главное реле MFI; 20 – катушки зажигания;
21 – топливный насос; 22 – датчик ускорения; 23 – диагностический разъем. |
Управление топливной системой осуществляется блоком управления двигателем
ЕСМ (Engine Control Module). Блок ЕСМ проводит регулировку угла опережения зажигания,
определяет количество подаваемого в двигатель топлива, управляет системой снижения
токсичности отработавших газов и частотой вращения коленчатого вала двигателя
на холостом ходу, а также сцеплением компрессора кондиционера и т.д. Блок ЕСМ
изменяет режимы работы двигателя в зависимости от изменяющихся эксплуатационных
режимов на основании сигналов от различных переключателей и датчиков.
Например, блок ЕСМ регулирует угол опережения зажигания на основании сигналов
датчиков, которые реагируют на частоту вращения коленчатого вала, температуру
охлаждающей жидкости, положение дроссельной заслонки, включенной в данный момент
передачи, скорость автомобиля и т.д. Блок ЕСМ регулирует частоту вращения
коленчатого вала холостого хода на основании сигналов датчиков, которые реагируют
на положение дроссельной заслонки, скорость автомобиля, включенную в данный момент
передачу и т.д. Датчик измерителя расхода воздуха "OBD" (MAF –
Mass Airflow Sensor) Измеритель расхода воздуха обеспечивает самый
прямой метод измерять нагрузки двигателя, так как он измеряет количество воздуха,
поступающего в двигатель. Поток воздуха поступает в двигатель через измеритель
с нагретым и холодным проволочными элементами, образующими часть мостовой схемы.
Ток, проходящий через нагретый проволочный элемент, поддерживает его постоянную
температуру на постоянном уровне, которая выше, чем температура поступающего в
двигатель воздуха. Масса воздуха определяется по силе тока, необходимой для поддержания
температуры проволочного элемента. Чем больше поток воздуха и, естественно, его
охлаждение, тем больше величина сигнала, подаваемого на блок ЕСМ.
|
| Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха "OBD"
(IAT – intake air temperature) Датчик температуры поступающего в
двигатель воздуха представляет собой термистор, сопротивление которого изменяется
в зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитывает сигнал датчика и корректирует
ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество
топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания.
Проверка датчика
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерьте напряжение между контактами 1 и 3 разъема
датчика. |
Температура | Выходное
напряжение | 0°C |
3,3–3,7 В | 20°C |
2,4–2,8 В | 40°C |
1,6–2,0 В | 80°C |
0,5–0,9 В | | 2.
Если выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик. |
| Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе,
кроме "OBD" (MAF – Manifold Absolute Pressure) Датчик абсолютного давления во впускном коллекторе представляет
собой чувствительный переменный резистор. Он измеряет давление во впускном коллекторе,
которое изменяется в зависимости от эксплуатационных режимов двигателя и преобразовывается
в напряжение. Датчик также используется для измерения атмосферного давления при
запуске двигателя и обеспечивает режимы работы двигателя на разных высотах над
уровнем моря. На основании информации от датчика блок управления двигателем регулирует
количество подаваемого в двигатель топлива, а также изменяет угол опережения зажигания.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерьте напряжение между контактами 1 и 4 разъема
датчика. Выходное напряжение при включенном зажигании и неработающем двигателе:
4–5 В Выходное напряжение на частоте холостого хода: 0,5–2,0 В |
2. Если выходное напряжение датчика отличается от
требуемого, замените датчик. | | Датчик
температуры поступающего в двигатель воздуха (IAT – intake air temperature)
Датчик температуры поступающего в двигатель воздуха представляет собой термистор,
сопротивление которого изменяется в зависимости от температуры. Блок ЕСМ учитывает
сигнал датчика и корректирует ширину импульса, подаваемого на форсунки, в результате
чего изменяется количество топлива, подаваемого в цилиндры двигателя, а также
изменяет угол опережения зажигания. Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема
датчика. |
Температура | Сопротивление |
0°C | 4,5–7,5
Ом | 20°C |
2,0–3,0 Ом | 40°C |
0,7–1,6 Ом | 80°C |
0,2–0,4 Ом | | 2.
Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик. |
| Датчик температуры охлаждающей жидкости (ECT
– Engine Coolant temperature) Датчик температуры охлаждающей жидкости контролирует температуру
охлаждающей жидкости и на основании сигнала датчика блок ЕСМ вычисляет ширину
импульса, подаваемого на форсунки, в результате чего изменяется количество топлива,
подаваемого в цилиндры двигателя, а также изменяет угол опережения зажигания.
На холодном двигателе блок ЕСМ работает в режиме открытой петли, в результате
чего в цилиндры двигателя подается более богатая топливновоздушная смесь и увеличивается
частота вращения холостого хода. Это продолжается до достижения двигателем нормальной
рабочей температуры. Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите датчик с двигателя. |
| 2.
Нагревая сосуд с водой и расположенным в нем датчиком, проверьте его сопротивление. |
Температура | Сопротивление |
–30°C | 22,22–31,78
кОм | –10°C |
8,16–10,74 кОм | 0°C |
5,18–6,60 кОм | 20°C |
2,27–2,73 кОм | 60°C |
1,059–1,281 кОм | 40°C |
0,538–0,650 кОм | 80°C |
0,298–0,322 кОм | 90°C |
0,219–0,243 кОм | | 3.
Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик. |
| Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Нанесите на резьбу датчика герметик LOCTITE 962T. |
2. Вверните датчик в блок цилиндров и затяните его
требуемым моментом. Момент затяжки: 15–20 Н•м |
3. Подсоедините к датчику электрический разъем. | |
Датчик положения дроссельной заслонки (TP – Throttle Position)
Датчик положения дроссельной заслонки передает информацию,
на основании которой блок ЕСМ определяет, когда дроссельная заслонка закрыта,
полностью открыта или находится в промежуточных положениях. Датчик жестко соединен
с валом дроссельной заслонки. В зависимости от положения дроссельной заслонки
изменяется сопротивление датчика. Для питания датчика с блока ЕСМ на него подается
напряжение 5 В. Выходное напряжение датчика изменяется от 0,25 В при минимальном
открытии дроссельной заслонки до 4,7 В при полном открытии дроссельной заслонки.
Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините разъем от датчика положения
дроссельной заслонки. | | 2.
Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика. Сопротивление:
0,7–3,0 кОм | 3. Подсоедините
омметр к контактам 1 и 3 разъема датчика. | 4.
Медленно откройте дроссельную заслонку и убедитесь, что сопротивление датчика
плавно изменяется пропорционально открытию дроссельной заслонки. |
5. Если сопротивление датчика отличается от
требуемого или изменяется скачкообразно, замените датчик. Момент затяжки:
1,5–2,5 Н•м | | Датчик положения
распределительного вала (CMP – Camshaft Position Sensor) Датчик положения распределительного вала вырабатывает
импульсы, на основании которых блок ЕСМ идентифицирует первый цилиндр и время
открытия форсунки. Датчик угла поворота коленчатого вала (CKP – Crankshaft
Position Sensor) Датчик угла поворота коленчатого вала передает блоку ЕСМ
информацию о положении коленчатого вала. На основании информации выходного сигнала
этого датчика и сигналом датчика положения распределительного вала блок ЕСМ определяет
угол опережения зажигания и цилиндр, в который необходимо подать топливо. При
отсутствии выходных сигналов датчика двигатель не запустится. Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Отсоедините разъем от датчика угла
поворота коленчатого вала | | 2.
Измерьте сопротивление между контактами 1 и 2 разъема датчика. Сопротивление:
0,486–0,594 кОм при 20°С |
3. Если сопротивление датчика отличается от требуемого, замените датчик.
Зазор между ротором и датчиком угла поворота коленчатого вала: 0,5–1,0 мм
Момент затяжки: 9–11 Н•м | | Датчик
кислорода В зависимости от содержания кислорода в отработавших газах
датчик кислорода индуцирует напряжение от 0 до 1 В. На основании этих данных блок
управления двигателем изменяет время открытия форсунок и соотношение топлива в
топливновоздушной смеси. Для того, чтобы происходило полное сгорание горючей смеси
и в отработавших газах отсутствовали вредные вещества, на 14,7 весовых частей
воздуха должна приходиться 1 часть топлива. Датчик кислорода оборудован
обогревателем, который поддерживает температуру датчика в определенном интервале
при работе двигателя на всех эксплуатационных режимах. Поддержание определенной
температуры датчика позволяет системе быстрее включиться в работу и работать в
режиме холостого хода. Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
Предупреждение
Перед проверкой прогрейте
двигатель до тех пор, пока температура охлаждающей жидкости не будет равна 80–95°C.
Точным цифровым вольтметром
измерьте выходное напряжение датчика. | Если
выходное напряжение датчика отличается от требуемого, замените датчик. Момент
затяжки: 50–60 Н•м | | Топливные
форсунки Топливные форсунки на основании сигналов от блока ЕСМ
впрыскивают топливо в цилиндры двигателя. Количество подаваемого топлива зависит
от времени открытия форсунок, т.е. от ширины импульса напряжения подаваемого на
обмотку форсунки. Проверка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
| 1.
При работе двигателя на холостом ходу стетоскопом или пальцем руки проверьте работу
форсунок по наличию щелчков. | 2.
Если щелчки отсутствуют, проверьте надежность подсоединения разъемов к форсункам
и выходное напряжение блока управления. | | 3.
Отсоедините разъем от топливной форсунки и измерьте сопротивление между контактами
разъема. Сопротивление: 15,9± 0,35 Ом |
4. Подсоедините разъем к топливной форсунке. | |
Датчик детонации Датчик детонации реагирует на высокочастотные колебания
блока цилиндров и преобразовывает их в электрические сигналы, величина которых
увеличивается при увеличении детонации. На основании этих сигналов блок ЕСМ смещает
момент зажигания в сторону запаздывания, в результате чего устраняется детонация.
Топливные трубопроводы и шланги Топливные трубопроводы и шланги
обеспечивают передачу топлива от топливного бака к топливной магистрали и форсункам
и возвращают лишнее топливо в бак. Топливные трубопроводы, закрепленные на днище
автомобиля, необходимо периодически осматривать на отсутствие вмятин и деформации,
так как за счет сужения их проходов возможно ограничение потока топлива. Топливные
трубопроводы и шланги также обеспечивают передачу паров топлива от топливного
бака к канистре с активированным углем, где они собираются при выключенном двигателе.
После пуска двигателя и прогрева до рабочей температуры блок управления двигателем
открывает электромагнитный клапан, и пары топлива из канистры поступают в двигатель
и сжигаются.
|